Об организации
Пресса об "Усадьбе"
Принципы реконструкции в клубе
На главную страницу сайта

Несколько слов о подходе к реконструкции в клубе "Усадьба".

В первую очередь, о предмете реконструкции в клубе. Как следует из данных археологии, со второй половины IX по первую половину XI века в составе населения поселения на месте слияния рек Великой и Псковы присутствует выраженный скандинавский элемент. Неинформативность письменных источников по поводу политической ситуации в Пскове в этот период не дает четкого ответа на вопрос о социальной принадлежности скандинавских персонажей псковской истории. Прослеживание аналогий археологическим находкам из Пскова показывает, что источником происхождения большинства вещей, а следовательно, и их носителей, является Средняя Швеция, район озера Меларен, возможно - поселение Бирка.  

Одинаково справедливыми кажутся и гипотеза о торговой экспансии скандинавов и версия о присутствии в Пскове наемной, частично скандинавской, княжеской дружины (как и вообще версия о наличии князя в Пскове). В новом ракурсе прежние исторические свидетельства позволяют увидеть археологические раскопки 2005-09 гг., обнаружившие в Пскове камерные погребения представителей высших слоев древнеруской и скандинавской знати.  

Поэтому в качестве источников для воссоздания комплексов вещей выходцев из Скандинавии, живших в Пскове во второй половине X века, в первую очередь используются материалы раскопок в Пскове (раскопки поселения на мысу и некрополей) и на Псковской земле (селище близ дер. Хачево, дер. Новая), во вторую - археологические коллекции раскопок в Бирке (менее желательно - в остальном Уппланде) и в пунктах на пути из Бирки во Псков. И только тогда, когда упомянутые источники не дают ответа на вопрос об облике и технологии производства интересующих нас вещей (например, некоторых деталей одежды, предметов вооружения, деревянной посуды, орудий ремесла и предметов обихода), привлекаются материалы всего региона Скандинавии и Руси во временном диапазоне с IX по XI вв. Такой разброс оправдан, если учесть степень сохранности текстиля, органики, дерева и черного металла в культурном слое и частоту встречаемости предметов при раскопках. 

В одинаковой степени приветствуется создание (самостоятельное или в сотрудничестве с более опытным мастером) реплик вещей хорошей сохранности или экспериментальная апробация гипотезы об первоначальном облике плохо сохранившейся вещи или конструкции объектов, известных по письменным или изобразительным источникам или вероятно существовавших (как светильники и их горючий наполнитель, как защитное вооружение наподобие стеганых доспехов). 

Наиболее здравыми и перспективными нам всегда представляются принципы реконструкции, принятые в ассоциации раннесредневековых исторических клубов "Гардарика." Вследствие этого, мы с 2002 г. принимаем участие в наиболее крупных мероприятиях объединения в качестве гостей и с 2005 г. состоим в Ассоциации "Гардарика".

Термин "реконструктор" представляется нам крайне неудачным, ибо искажает содержания понятия, с которым его связывают в повседневной речи, особенно в слэнге. 

Историческая реконструкция - воссоздание объектов и явлений на основе данных исторических источников.

 Это не означает, что любитель исторической реконструкции и в повседневной жизни окружает себя только предметами, которые могли бы окружать человека в реконструируемую эпоху или руководствуется только реалиями реконструируемой эпохи в повседневном поведении. Занятие реконструкцией не регламентирует ни прически, ни частной жизни. Членство в клубе любителей исторической реконструкции не подразумевает необходимости жить жизнью человека реконструируемой эпохи.

Кроме того, вполне естественным для "Усадьбы" представляется следование уже существующей практике разделения труда и специализации внутри "реконструкторского" сообщества России и ближнего зарубежья.  

Представляется  допустимым заниматься вышивкой, самостоятельно не занимаясь ткачеством. Допустимо заниматься ткачеством, самостоятельно не занимаясь прядением. Допустимо заниматься реконструкцией процесса создания восковой модели для отливки предмета, самостоятельно не занимаясь бронзолитейным делом. Допустимо приобретать домотканую ткань и ювелирные изделия у мастеров из других клубов, если клуб сосредоточил усилия на стеклоделии и изготовлении щитов. 

Допустимо использовать исходные материалы, обработанные с помощью современных технологий (нитки, доски, ткань, металл, зерно, мука), если они по составу существенно не отличаются от использовавшихся в реконструируемую эпоху - если в задачу реконструкции входит воссоздание процесса шитья или вышивки, или воссоздание костюма достоверного облика и характеристик. Так же, как допустимо воссоздавать процесс лова рыбы с использованием орудий X века, несмотря на то, что экологическая ситуация в регионе кардинально изменилась или стрельбу из модели древнего лука, несмотря на то, что функциональная составляющая процесса искажена: живая мишень отсутствует . 

Обязательным для членов клуба является изучение археологической, исторической литературы по материальной культуре реконструируемой эпохи и региона, изучение опыта единомышленников в области "живой истории", самостоятельное (или силами клуба) воссоздание исторически достоверного комплекса, состоящего из костюма, обуви и некоторых личных вещей, в соответствии с требованиями Ассоциации "Гардарика" к статусу и участие в клубных мероприятиях и выездах, в том числе -  занятиях "экспериментальной археологией" или "живой историей". 

Под последними понимаются эксперименты по воссозданию на основе историчных материалов (шерсть, лом стекла, дерево...) с помощью присущих эпохе технологических приемов и орудий (дощечки для плетения, костяные иглы, топоры, модели печей...) предметов материальной культуры исторически достоверного облика (тесьма, вязание, сундуки, скамьи, шатры, бусы...). А также эксперименты по функциональному использованию воссозданных предметов (например, ношение костюма и выполнение в нем хозяйственных работ, постановка и жизнь в шатре из льна с деревянным каркасом, фехтование, метание сулиц, работа по дереву кованым топором, имеющим историчную форму...)

Таким  образом, реконструкция элементов материальной культуры распадается на два этапа - процесс создания (в разной степени приближенный к аутентичной для эпохи и региона технологии) и процесс использования (в условиях и в целях  приближенных к историческим, насколько это возможно). 

Наиболее сложным является воссоздание повседневной и праздничной культуры. Фактически, помимо игр, танцев и рецептов блюд, удается воссоздать только фрагментарную картину мира, систему ценностей и основные модели поведения  - на основе письменных источников. Наиболее успешно складывается представление о социально-экономических реалиях, что находит отражение при формировании личного комплекса реконструкции. 

Эта сфера реконструкции наиболее гипотетична и, в то же время, необычайно интересна. Отрывочные материальные свидетельства эпохи в виде находок инвентаря для игр, музыкальных инструментов, а также краткие описания в источниках, запись которых относится к более позднему времени, дают большой простор для гипотез и экспериментов в области воссоздания правил, стратегии и самой практики игр. Сравнение этих данных с материалами этнографии того же региона делают возможным  выдвижение и апробацию гипотез о бытовании некоторых танцев и мелодий.

Нет сомнений, что полная достоверная реконструкция духовной жизни ушедшей эпохи невозможна. Тем не менее отрицание практики праздничной культуры из-за недостатка информации выглядит бессмысленным как с научной точки зрения, так и с точки зрения любителей "живой истории".  Тем интереснее, актуальнее и смелее выглядят гипотезы и попытки воссоздания атмосферы праздничных пиров, игр и танцев. 

на главную

Наполнение сайта - Kolpakova Yulia (c) 2005-2012



Сайт управляется системой uCoz