Как мы ездим на фестивали
Рассказки для реконструкторов первого выезда


Несколько раз в году клуб исторической реконструкции выезжает на тематические мероприятия, организованные «своими людьми». Фестивали бывают закрытые – для себя, для души – отдых, обмен опытом и прочее самообразование (но все за свой счет), открытые – кругом ходят туристы, всё трогают и обо всем спрашивают (зато при этом на фестиваль либо оплачивают дорогу, либо дают другие бонусы), и смешанные (мало туристов и бонусы небольшие).
Главная проблема этих мероприятий, с точки зрения реконструкции, в том, что непонятно, что реконструируется всем этим мероприятием. Раннесредневековая деревня? Нет, все живут в палатках, стационарных печей и частоколов – раз, два и обчелся. Походный лагерь? Нет, и воины, и не воины с девицами, с детьми, кучей лавок, столов, сундуков, ткацкими и токарными станками. Получается компромисс между мобильностью и популяризацией результатов реконструкционных экспериментов. 
Немного похоже на тинг, народное собрание, куда на несколько днем съезжались с разных концов жители страны, чтобы решить политические вопросы, заключить сделки и брачные договоры, решить судебные дела, заручиться поддержкой, поторговать, обменяться сплетнями, подраться и повидать друзей. Однако, вопрос о лишних станках и сундуках остается открытым. В общем, наш быт на этих мероприятиях избыточен для походного лагеря, но недостаточен для настоящего поселения. Словом, стоянка. 


1. В чем живем. 
В палатках. По археологическим данным известны палатки с погребальных кораблей в Осеберге и Гокстаде. По англо-саксонским изобразительным данным известны палатки, похожие по покрою старые туристические польские палатки из брезента. Различаются устройством каркаса и соответствующим каркасу элементам конструкции.
Шьем из доступного в наше время натурального материала - льняного или конопляного брезента. 

2. На чем спим
Палатки «осеберг» и «саксонка» не имеют дна. Когда условия фестиваля позволяют, на пол в палатке кладем сено. Оно спасает от холода даже будучи мокрым – изолирует, выделяет тепло. Поверх сена стелим войлок и/или шкуры. Накрываемся шерстяными плащами, одеялами или мягким войлоком, или шкурами.

3. Что едим
Блюда из аутентичных эпохе и региону продуктов. Точные рецепты неизвестны, зато есть данные о том, какие продукты были в средние века, а какие завез Колумб или вывел Мичурин. Бобы, морковка, репа, перловка, сыр, пшенка, мёд и пиво годятся, огурцы и вино – редкость, а помидоров, сахара, чая и риса не было. Зато были соль, яйца, курица и мясо.
3а. Что такое аутентичный? Это значит, подобный подлинному или полностью присущий среде (в нашем случае, исторической и этнической). «Аутентичный» - слово-паразит у реконструкторов, заменившее ранее модный неудачный термин «реконструкционный». Чтобы уйти от пафоса в разговорах, часто заменяем слово «аутентичный» на слово «дурацкий». Дурацкие костюмы! Дурацкие напитки! Дурацкие развлечения!

4. Из чего едим
Данных о раннесредневековой посуде: деревянной и керамической, достаточно для того, чтобы пользоваться полной реконструкцией, не привлекая этнографических материалов. В сообществе есть мастера, изготавливающие правильные копии лепной и круговой керамики. Обычный фестивальный комплект – личные миска, кружка, ложка, а также общие крынки и горшки. Вообще-то это не очень правильно. В раннем средневековье было мало собственно столовой посуды, преобладали горшки, в которых пищу и готовили, и подавали. Но санитарные соображения современного человека пересиливают экспериментаторское рвение.

5. Как готовим
Готовим, в основном, на костре. Редко удается (если хватает времени и материала) соорудить печь. Используемые котлы – не современные, а клепанные из нескольких деталей. Первая каша в сезоне всегда черного цвета, потому что внутри котлы не имеют покрытия. Мясо готовится на решетках (например, у нас - копия находки из клада кузнечной продукции и инструментов из Мастермюра), шампурах (подобный способ изображен на гобелене XI в. из Байе) или специальных длинных «вилках» (известных по раскопкам в Швеции и Дании). Для добывания огня используем кремень, кресало и трут – когда никуда не торопимся.

6. Чем умываемся и расчесываемся
Иногда мы экспериментируем с чисткой зубов с помощью палочки и угля, с помывкой волос щелоком и глиной, но чаще всего эта сторона жизни остается вне вопросов реконструкции и всё делается как дома (ну, разве что пасту с зубной щеткой и мылом обязательно завернешь в полотняный мешочек, чтобы в палатке и по дороге к воде глаза не мозолили). 
А полотенца надо всегда использовать аутентичные, льняные. Иначе как – вымоешь голову, а махровое полотенце с надписью «I love hugs» повесишь на палатку сушиться, всем на обозрение?
Гребни раннего средневековья не только известны, но и вполне пригодны для гигиены с точки зрения человека современного. Однако изготовление их - процесс сложный, и не всякий реконструктор имеет аутентичный гребень к первому выезду. Так что – см. абзац первый данного пункта. 

7. Где храним личные вещи
На фестивале в палатке места немного. И современным рюкзакам там не место, нечего портить вид и атмосферу. Для вещей шьется из кожи или ткани мешок, делаются или подбираются подходящие корзинки (этнографические «водяные корзины», плетеные короба из бересты, луба, лыка или дранки), изготавливаются сундуки (по археологическим образцам). Что и как хранить в них – хоть капроновое чулки в полиэтиленовых пакетах – это уже неприкосновенное личное дело каждого. 

8. Чем освещаемся
По археологическим и письменным источникам известны восковые свечи, а также масляные светильники. 

9. Как не простужаемся
Наши предки проводили больше времени на улице и были очень мудры. Сочетание натуральных льна и шерсти, многослойность древнего костюма и вариативность его элементов позволяет одеться на любую температуру. А еще мы помним простые туристские премудрости – про сухие ноги и сменную обувь. Поэтому по возможности заводим несколько комплектов, пропитываем обувь воском, жиром, используем кожаные рубахи и кожаные капюшоны, одежду храним в сундуках, дно которых приподнято над землей.
От дождя спасают тенты или откинутые в виде тентов пологи палаток-«саксонок». 

10. Как остаемся целыми в сражениях
Во-первых, помним пословицу «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Во-вторых, не допускаем в битву неадекватных людей и людей без защиты. Поэтому, не имея пока шлема и защиты корпуса, можно рассчитывать на участие в бою только в качестве знаменосца или метателя гуманизированных сулиц.

11. Чего взять с собой, не связанного с реконструкцией
Запасную теплую одежду, аптечку, предметы личной гигиены (включая расческу и влажные салфетки), копченую колбасу и шоколадку!

на главную

Разработка и наполнение сайта - Колпакова Юлия (c) 2010-2012



Сайт управляется системой uCoz