Методика использования иконографических материалов для реконструкции предметов материальной культуры остаётся дискуссионной. Часть рассматриваемых изобразительных источников в огромной степени находится под влиянием канона. Нет сомнений, что большая часть изображений предметов мебели, помещенных на приведенных ниже иллюстрациях, является всего лишь наследием античной школы живописи. Вполне возможно, что часть из них не имела бытования в том регионе и в тот период, где и когда создавался изобразительный источник.
Вместе с тем вполне вероятно перенесение некоторых реалий современного автору источника интерьера в создаваемое изображение. Проследим развитие отдельных типов предметов мебели в изобразительных источниках.
Начнем со столов и лавок.
Рис. 1.
На римской мозаике V века представлены два изображения столов простой и устойчивой конструкции. Прямоугольная столешница, четыре прямые ножки, соединенные между собой перекладиной на уровне чуть вышек лодыжки стоящего человека. Столешница имеет более темную окраску по сравнению с остальными деталями стола, возможно доска столешницы помещалась в раму из таких же брусков, из которых сделаны ножки. В правой части изображения видно кресло из темного дерева или обитое темной тканью. Его конструкцию сложно различить детально. Оно имеет полукруглую спинку, сплошные подлокотники. Возможно, спинка не прямая, а выгнута по горизонтали для удобства сидящего. Похоже, что кресло не имеет четко выраженных ножек, нижняя часть стоит прямо на земле или опирается на боковины, одновременно являющиеся подлокотниками. Сразу, чтобы не возвращаться больше к этому источнику, отметим, что эта конструкция кресла имеет более поздний аналог - в статуе-реликварии св. Веры, конца X века (империя Каролингов). Рис. 2 справа = > |
||
Рис.
3.
Та же конструкция, как у столов на мозаике, но уже в виде лавки, присутствует на миниатюре Амиатинского кодекса, изготовленного в Британии в скриптории монастыря Ярроу, в начале VIII в. Искусствоведы считают иллюстрации этого кодекса подражанием экземплярам из библиотеки Кассиодора. Возможно, изображение пророка Ездры генетически восходит к не сохранившемуся портрету Кассиодора в рукописи VI в. Сходство прослеживается в изображении позы писца, проработке складок одежд, цветовом решении, обилии реалистичных деталей.
|
||
Рис.
4. Евангелист Матфей.
Евангелие из Линдисфарна, VII - VIII вв.
Миниатюра также считается подражанием книге из библиотеки Кассиодора VI в., несмотря на то, что изображение плоскостное, подчеркнуто-декоративное. Художник покрыл детали лавки рисунком, возможно, местного происхождения. В конструкции изображенной лавки наблюдается некоторая странность - не прорисована полностью задняя нижняя перекладина. Эта странность может быть объяснена, если представить, что лавка имеет нижний ярус, т.е. пространство между нижними перекладинами затянуто тканью или закрыто доской. Это объяснило бы и ту странность, что заходящая под лавку часть коврика, на котором покоятся ноги святого, между перекладинами также не видна. Вернемся к изображению из Амиатинского кодекса.
Из всего интерьера, изображенного на
миниатюре, выбивается подставка для ног
на переднем плане. Чисто зрительно это объясняется
тем, что, во-первых, по тону она
отличается от остальных предметов
деревянной мебели в интерьере, а во-вторых
расположена по другой оси, нежели все
остальные предметы в комнате. Но главное
отличие этого объекта - четкое,
практически чертежное, изображение
конструкции вплоть до пазов и крепления
крышки. |
||
Рис.
5. Пятикнижие Ашбернхема, фрагмент
миниатюры которого приведен слева,
создано в VII в. в Южной Европе или даже
Северной Африке. Интерес представляют
две детали изображения: лавка и объекты
наподобие тентов. Что касается лавки, то на примере данной иллюстрации видно, что Северная и Южная Европа все же избирательно наследовала традицию изображения лавок от античного прототипа. Имеются небольшие различия в конструкции лавок (перекладины), которые изображали в Британии или южном регионе. Возможно, оно все же продиктовано тем, что на миниатюры попадали не картинки лавок из канона, а изображения реальных лавок из интерьера. "Тенты" интересны сами по себе. На миниатюре мы видим довольно высокие (15,-2 м.?) рогульки, поддерживающие нечто, напоминающее туго скрученную ткань. Это напоминает изображение способа плиссировки ткани путем сушки в скрученном виде, но это весьма сомнительно, с точки зрения сюжета (История Адама и Евы). Если это все-таки тенты, то они изображены в сложенном виде. В разобранном виде они могли бы каким-то образом раскидываться по "рогулькам" (например, рулон слева поддерживают четыре "рогульки" - достаточно, чтоб растянуть ткань). Не исключено, что это вовсе не мебель, а садовые приспособления (как подставки для ветвей плодовых деревьев или виноградных лоз). Но скрученные рулоны мало напоминают какие-либо растения. Сушка сетей в таком виде тоже совершенно не оправдана. |
||
Рис. 6. На
гобелене из Байе (XI век) изображены два
вида скамей с овальной формой сиденья.
Конструкция первой скамьи предполагает
наличие только двух толстых ножек,
которые опираются на изогнутые
поперечины, которые и обеспечивают
устойчивость конструкции. Сиденье
скамьи покрыто или обтянуто стеганным
материалом. По бокам скамьи - резные
украшения в виде звериных голов. Рядом
со скамьей - подставка для ног, что
лишний раз подчеркивает, что данное
сиденье выполняет функцию трона.
Рис. 7. Второй вариант овальной скамьи имеет четыре ножки. Однако интерпретация данного объекта как скамьи не претендует на окончательность. |
||
Рис.
8.Очень богат деталями фрагмент
рельефа "Христос-триумфатор" на
пластине слоновой кости оклада
Евангелия из Лорша (Ахен, начало IX века).
Скамья с сиденьем в формы овала с усеченными боками. Подушка подложена только под спину. Возможно, имеется в виду, что сама скамья имеет мягкую обивку (см. углубленную линию, дублирующую край сиденья на некотором расстоянии от него). Благодаря тому, что вся композиция показана сбоку, видно, что подножие не является составной частью скамьи, а представляет из себя довольно большой помост, на котором стоит скамья. За спиной у сидящих виден задник (двусоставной?), задрапированный тканью, который при фронтальном изображении мог бы показаться цельной спинкой кресла (такой как на рис. ниже в обзоре). |
||
Рис. 9.Скамья на верхней полосе ковра из Байе XI века имеет резную боковину в виде готовы зверя. Вторая боковина на гобелене не изображена, что может объясняться тем, что такие скамьи одной стороной крепились к стене. . | ||
Рис. 10. На ковре из Байе можно увидеть стол той же конструкции, что и на римской мозаике V века. Однако при внимательном изучении сцены, изображенной там, становится очевидно, что в данном случае он не используется как собственно пиршественный стол. Воины пируют, разложив пищу на перевернутых щитах. А прямоугольная конструкция на переднем плане либо изображает раму, на которую уложены щиты вместо столешницы, либо все-таки отдельный стол, куда пищу помещают перед тем, как она попадет на "личные столы" (щиты) пирующих. На гобелене из Байе изображены два собственно пиршественных стола: полукруглый, оставляющий в центре помещения свободное пространство (Рис. 11)., и длинный стол, установленный на возвышение, с которого хорошо видно происходящее вокруг (Рис. 12).. |
||
Троны и кресла
Иконография в целом очень богата изображениями тронов. Конечно, эти изображения в наименьшей степени отражают реальную бытовую практику и тяготеют к канону. Трон это предмет мебели, подчеркивающий особый статус владельца. Изображение личности не троне может иметь и прямое, и символическое значение, а может - только символическое. Но даже и в тех случаях, когда художник изображает реальный предмет мебели, а не копирует основные детали из более раннего источника, изображенный трон все равно является уникальным объектом, а не обычным предметом обихода людей того времени. В тех случаях, когда в качестве трона изображен реальный, современный художнику предмет мебели, его конструктивные особенности и декор отчасти могут давать представление о мебели того времени и региона. Рис. 13.Обратимся к иллюстрации в
Кембриджском Евангелии. Памятник создан
в Риме, в конце VI века. На миниатюре - Евангелист Лука.
Естественно, сюжет воображаемый.
Художник не мог лицезреть св. Луку на
троне. Если бы художник сподобился
такого видения, это было бы отражено в
источнике. |
||
Рис.
14. Евангелист Матфей. Миниатюра Золотого кодекса, изготовлен в Кентерберийском скриптории, VIII в.
В данной иллюстрации видно не только влияние местной школы живописи, но и, скорее всего, наблюдения художника за окружающими его предметами интерьера: Торцы боковин трона и раму спинки художник покрыл "резьбой". При декорировании использован местный орнамент, а не декор из античных прототипов рукописи. Причем четко видно, что художник изобразил именно украшенное кресло, а не украсил рисунок орнаментом. По сторонам от нижней части трона появились фигурные выступы, напоминающие стилизованные звериные головы. Тема завершений в виде звериных голов найдет свое продолжение на изображениях тронов в более поздних источниках. Завершение спинки имеет аналогии в изображении трона на гобелене из Байе XI века (рис. 15). Трон имеет как бы несколько ярусов: спинка, сиденье, подножка, ножки кресла. Спинка названа так довольно условна, т.к. состоит только из боковых столбиков. Возможно, между ними могла натягиваться ткань. Изображение подушки на миниатюре из Золотого кодекса очень реалистично. Рисунок на ткани, игра света на складках - все это наводит на мысль о рисовании с натуры. Если бы этот элемент был просто данью канону, скорее всего, художник ограничился бы изображением двух декоративных полукругов по бокам от фигуры. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что художник из Кентерберийского скриптория изобразил на миниатюре реальное или близкое к нему кресло, которым пользовалось какое-либо высокопоставленное лицо в окружении художника. |
||
Реалистичность
изображений на гобелене из Байе вряд ли
нуждается в нашей защите. Единственное,
что иногда препятствует реконструкции
предметов, изображения которых вышиты
на этом ковре, это некоторая
схематичность изображения. Трон на рис. 16 имеет невысокие подлокотники и ножки, спинку с декоративным дугообразным завершением. Подлокотники чем-то накрыты, возможно, мягкой тканью. Подножье сделано в виде лесенки. Этот трон отличается от трона в сюжете коронации (рис. 15). Это лишь свидетельствует в пользу того, что на ковре изображены реальные предметы мебели. Если изображение трона было бы каноническим, оно было бы одинаковым на разных участках гобелена. |
||
Рис.
17. Напротив, миниатюра
"Богоматерь с младенцем" из Келлской Книги,
начала IX в. демонстрирует на наш
взгляд совершенно декоративный объект в
котором можно угадать как изображение
стула/трона/кресла, так и увидеть
элемент орнамента страницы, удачно
сочетающийся с остальными
декоративными элементами и вязью букв.
Единственной реалистичной деталью
кажется навершие спинки стула в виде
головы фантастического зверя. Больше ни
один декоративный элемент в данной
миниатюре такой деталью не снабжен.
Несмотря на общую стилизованность
изображения, навершие на фоне общего
плоскостного рисунка выглядит немного
выпуклым и, возможно, изображает элемент
какого-то реального предмета мебели. Орнаментация боковины "стула"
представляется просто частью орнамента
на страницы (тем более, что это крест, что
несет свою символику и вплетено в
символическую ткань произведения). Рис. 18. На миниатюре того же Евангелия, изображающей Евангелиста Иоанна, помещено изображение трона с широкой спинкой, занавешенной темным покрывалом со светлыми декоративными полосами по краям. Можно предположить, что занавешенная спинка имела верхнюю часть в виде очень вытянутого богато орнаментированного овала. Остальные части сиденья закрыты полами одеяния сидящего и с трудом поддаются истолкованию. |
||
Если у тронов, изображенных на
предыдущих иллюстрациях, сиденье по
форме было близко к квадрату, то
следующая категория тронов немного
напоминает скамьи или диваны с широкими
спинками. Возможно, наша выборка не репрезентативна, но все миниатюры, на которых изображен трон данного типа, происходят из каролингских скрипториев и датируются концом VIII - началом IX века. Рис.
19. Евангелист Лука
Миниатюра Евангелия Ады, скрипторий Придворной школы, около 800 г. Возможно, подножка является конструктивной деталью самого кресла, а не отдельным предметом мебели. |
||
Рис. 20. Евангелист Иоанн. Миниатюра Евангелия из монастыря Св. Медарда в Суассоне, изготовлено для Карла Великого, начало IX в. (827 г.?) |
Троны на рис. 20 и 21 конструктивно сходны с вышеописанным. Декор нижней части трона с рис. 18, на первый взгляд, напоминающий просто продолжение архитектурной темы фона миниатюры, находит аналогии в изображениях на ковре из Байе. Однако, что именно изображают эти "окна", не вполне ясно. рис. 22. Гобелен из Байе, фрагмент. Рис. 21. Евангелист Иоанн. Миниатюра Венского Коронационного Евангелия, скрипторий в Ахене, конец VIII в. |
|
Следующая разновидность сидений также встречается на миниатюрах преимущественно при изображении тронов. На наш взгляд, эта форма близка к форме алтаря и на ряде изображений берет на себя часть его символических функций. Исходя из этого можно утверждать, что такая форма сидений вряд ли широко использовалась в повседневной жизни. | ||
Рис. 23. Благославляющий Христос. Миниатюра Евангелия Годескалька, придворный скрипторий в Ахене, 781-783 гг. |
Рис. 24. Поклонение волхвов. Миниатюра Евангелария Оттона III, ок. 1000 г. Рис. 25. Коронование императора Генриха II. Миниатюра Бамбергского апокалипсиса, начало XI в. |
Рис. 26. Коронование императора Генриха II и императрицы Кунигунды. Миниатюра книги евангельских чтений Генриха II, 1007-1012 гг.
|
Вместе с тем, поражает
своей реалистичностью изображения
манера художника, оформлявшего
Евангелие Эбо. Рис. 27. Евангелист Матфей, миниатюра Евангелия Эбо, Реймс, 816-820
На эту миниатюру как раз помещено изображение такого же алтаря-трона. Но здесь он выглядит крайне функционально, показан сбоку, показано положение подставки под ноги, подушки. Умелый показ светотени художником также свидетельствует в пользу того, что рисунок был сделан с натуры (не с самого евангелиста Матфея, разумеется... ). Не исключено, что в скриптории в Реймсе такие предметы мебели действительно были в ходу у писцов. Сиденье и основание, скорее всего, цельные, сделаны из дерева. "Ножка" тумбы, вероятно, полая внутри.
|
||
Рис. 28, 28а-в. Все четыре Евангелиста на миниатюре в Библии Карла Лысого работы Беренгарио и Леутхария (Тур, 870 г.) восседают на таких же "тронах". Там же изображены два типа сундуков, в которых хранились рукописи: прямоугольные и круглые (напоминающие баки) с откидными крышками. | ||
Рис. 29. Похожий предмет мебели в сочетании с аналогичной подставкой для письма и подножием изображено и на миниатюре "Евангелист Марк" из Евангелия Сен-Медард из Суассона (первая треть IX века). Предмет, изображенный в Евангелии Сен-Медард, представляет собой крупную кубическую тумбу с монолитным подножием и сидением, сделанным из толстой доски, края которой выходят за края тумбы. | ||
Рис.
30. На миниатюре
"Поднесение рукописи Карлу Лысому"
в Библии Вивиена (изготовлена в Труском скриптории, 845-846 г.)
монарх изображен сидящим на троне,
подобном изображенному в Евангелии Годескалька. Здесь трон
снабжен спинкой, возможно, приставной.
На спинку натянута алая ткань. Вполне вероятно, что на этой миниатюре может быть изображен настоящий трон Карла Лысого. |
||
Рис.
31. Трон "переходного типа"
изображен и на миниатюре "император Оттон II" кодекса св. Григория, ок. 983-985 гг.
Нижняя часть трона напоминает алтарь.
Более того, ее чисто декоративное
размещение на странице (в воздухе над нижними
капителями колонн) наводит на мысль, что
эта декоративная деталь заменяет
изображение реального сиденья, которое
могло бы быть помещено на миниатюру.
Зато нижняя часть трона поразительно
хорошо вписывается в созданный
художником интерьер с колоннами и
арками (который вряд ли попал на
миниатюры прямо из дворца Оттона, скорее
- с иконы, как и поза изображаемого).
Очень резко контрастирует нижняя часть
трона и с подставкой для ног на переднем
плане. Подставка для ног как будто введена художником в миниатюру уже после завершения основной работы. Такой же (тот же или очень похожий) объект мы видим в изображении сидящей Богоматери на миниатюре "Поклонение волхвов" в Евангелари Оттона III, ок. 1000 г. (рис. 12). Интересно, случайно ли изображена художником диагональная полоса на крышке подножия, является ли она данью традиции (на миниатюре в Кембриджском Евангелии видна подобная полоса) или это элемент декора мебели, которая послужила моделью для изображения. Изображением реального предмета на этой миниатюре вполне может быть спинка трона с зеленой драпировкой и зооморфными навершиями. |
||
Рис. 32. Навершия боковин трона, очень похожие на навершия спинки, изображенные в кодексе ок. 983-985 гг., мы встречаем на миниатюре Евангелия Оттона III, ок. 1000 г. Здесь снова изображен император Оттон III, но уже на совершенно другом кресле. Алая драпировка скрывает часть конструкции трона. Однако видно, что сидение декорировано по бокам резными изображениями звериных голов, а ножки трона сделаны в виде звериных лап. Складки драпировки создают иллюзию, что император сидит на жердочке, но это вряд ли соответствует действительности. Скорее всего, сиденье просто укрыто двумя длинными покрывалами крест-накрест, что позволяет полотнищам свисать спереди и с боков без характерных угловых складок, открывая декоративные навершия. Поверх покрывал уложена подушка, судя по направлению складок, круглая или овальная, уплощенная. |
||
Рис.
33. Чудо св. Григория. Миниатюра из Кодекса св. Григория, ок. 983-985 гг.
Эта миниатюра замечательна для нашего
обзора тем, что во-первых содержит аргумент
в пользу гипотезы об "алтареподобных"
сиденьях писцов, а во-вторых содержит
изображение кресла, подобного трону
Оттона (рис.17), но не идентичное ему .
Кресло сделано в том же стиле, с теми же конструктивными особенностями. Не имеет спинки, или спина невелика и полностью закрывается фигурой сидящего. Возможно, это доказывает что задник трона Оттона на рис.17 - отдельная деталь. Резные детали кресла и подушка на сидень изображены подробно и реалистично. Возможно, действительно, с некой натуры. Скорее всего, такие кресла в конце X века входят в употребление в привилегированных слоях общества в Западной Европе. Подставка для ног рядом с этим креслом имеет интересное "арочное" оформление ножек. Подобная, но более простая подставка для ног изображена на окладе на окладе Евангелия Оттона III, ок. 1000 г. (сюжет Успение Богородицы?, рис. 34, справа) В правой части миниатюры изображен двухъярусный стол-скрипторий. Также интересно, что в руке у писца не пергаментный свиток, а именно восковая дощечка и стило - реалии повседневной жизни, а не символ профессии. |
||
Рис.
35. Такое же кресло,
но уже без драпировки, изображено на
миниатюре кодекса Эгберта, ок. 985 г. ("Епископ Эгберт и монахи из Рейхенау").
Среднюю часть конструкции закрывают
полы одеяния, но здесь уже видно, что
кресло имеет X - образную форму.
Ножки и оформление боковых выступов сиденья также резные, зоорморфные, но также немного другой формы. Представляется, что это уже третий реальный предмет мебели такого типа, изображенный в источниках конце X века. Рис. 36. Абсолютно такую же конструкцию имеет кресло, в котором восседает Понтий Пилат на миниатюре Распятие в Евангеларии Генриха II (нач. XI в.). Форма наверший больше всего из всех приведенных здесь иллюстраций напоминает детали трона , изображенного в Евангелии Оттона III (ок. 1000 г.). Рис. 37. На подобном же кресле восседает Евангелист Марк на миниатюре Евангелия Эбо (IX век). Видна только одна ножка стула, на котором он сидит. Стул не X - , а скорее П-образной формы, "голова" сразу переходит в изогнутую ножку, завершающуюся снизу изображением звериной лапы. На стуле - алая подушка. Книгу он при этом держит прямо на коленях. Не представляется возможным узнать на основе этих источников, из чего было сделано само сиденье этого кресла: из натянутой ткани или другого мягкого материала, или из дерева.
|
||
Рис.
38-40. Гобелен
из Байе (XI век) демонстрирует другие
конструкции кресла с зооморфнами
навершиями. Трон короля Эдуарда (рис.
31) не X -
образной, а П - образной конструкции,
ножки в виде звериных лап расположены к
земле и сиденью под прямым углом. Низ
трона частично зашит, снабжен
орнаментальной полосой. На сиденье -
подушка, вероятно, стеганная ромбами.
Конструкция трона на другой части
гобелена (рис.32) предполагает еще и наличие
невысоких подлокотников, которые
завершаются подобными вышеописанным резными
головами зверей.
Трон на рис. 33 справа относится к тому же типу, что и напоминающие скамьи кресла на миниатюрах VIII - начала IX века из каролингских скрипториев. Исходя из соображений функциональности такого крупного зашитого досками пространства под сидением, можно предположить, что это даже не скамья, а сундук. Насколько это предположение можно отнести к другим "тронам" - вопрос дискуссионный. Тем не менее, на рис. 41 скорее всего изображен именно сундук, на который уложена плоская подушка для сидения. Сидящий на сундуке на кучке подушек и покрывале с кистями изображена святая Дева в сюжете Благовещение на рельефе из слоновой кости на крышке оклада Евангелия начала IX в. |
||
Рис.
42
Данное изображение с ковра из Байе (XI век) интересно тем, что из ряда изображений П-образных кресел с зооморфным декором в этом источнике его выделяет наличие полукруглой спинки, явно указывающей на то, что это именно кресло, а не сундук (если это спинка, а не щит стоящего за троном дружинника), а также своеобразным расположением "звериной головы". Здесь она является не частью сиденья, а частью подушки, лежащей на нем. Возможно, это небрежность вышивальшицы. Возможно - отражении традиции стелить на сиденье шкуры, снятые целиком (т.к. с головой). С другой стороны, подушка явно изображена стеганой в ромб, а не меховой. Но голова от шкуры могла пришиваться к подушке как украшение. |
||
Простой X - образный стул изображен
на миниатюре "Евангелист Матфей" Венского Коронационного Евангелия
(скрипторий в Ахене, конец VIII в.) рис. 43 (слева), и на
бронзовых врата собора в Гильдесгейме, 1008-1016 г. (сюжет
Благовещение в нижнем медальоне
правой створки), рис. 44 . Трудно сказать, были ли эти стулья простой формы широко распространены в Западной Европе или их изображение в источниках VIII-XI века является лишь данью античной традиции (из которой и их конструкция, и их изображение, вне сомнений, и ведет происхождение). На рис.43 видно, что с такими стульями также использовались подушки (что особенно актуально, по всей видимости, для писцов). На рис. 44 видна форма сиденья. Похоже, что оно было сделано из натянутой между рейками ткани. |
||
Рис. 45. Скамья с фигурными боковинами (полукруглые подлокотники, арочное оформление нижней части) и драпировкой на спинке изображена на рельефе "Христос-триумфатор" на пластине слоновой кости оклада Евангелия из Лорша (Ахен, начало IX века). Боковины дополнительно украшены орнаментом. Возможно, задник с драпировкой не является неотъемлемой частью скамьи и держится на двух точеных столбиках, один из которых виден сбоку. |
Хочется обратить внимание на общую деталь почти всех этих изображений - подушку, которая укладывается поверх всех жестких сидений. Потребность в наличии этой детали может почувствовать любой, кто длительное время эксплуатировал реконструированный предмет мебели для сидения на оном.
Кровати
Ложа в изобразительный источниках встречаются нечасто. В основном, в сюжетах успения разнообразных личностей. Обычно это щедро задрапированная плоскость, ничем не отличающаяся от изображений в раннехристианской иконографии. См., например, рис. 34 или гобелен из Байе.
Рис. 46. Детально кровать изображена на миниатюре Евангелария Кельнской Школы (XI в.) в сюжете "Иисус исцеляет парализованного". Данные предмет мебели представляет собой прямоугольный короб с довольно высокими стенками на точеных ножках. Стенки декорированы перечеркнутыми квадратами ("конверты"). Кровать имеет невысокую решетчатую спинку в изголовье и шишечки по углам. Конструкция практически полностью соответствует находке из погребения в Гокстаде (руб. IX-X вв.).
Иллюстрации взяты из:
1. Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия. М, 2001.
2. Новая история искусства. Искусство раннего Средневековья. СПб, 2000
3. http://www.hastings1066.com
(с) Колпакова Юлия, частичное или полное копирование статьи - с согласия автора.
Наполнение сайта - Kolpakova Yulia (c) 2003-2011
|