К списку фотогалерей

Зимний поход-2007

ДачаВ прошлом, 2006 году, на 23 февраля мужская часть «Усадьбы» впервые для себя устроила зимний поход. Результат нас воодушевил и подвигнул на новые свершения.

В этом году в качестве приоритетных задач были выбраны оперативная постановка лагеря и ночевка.

В качестве места проведения по традиции выбрали нашу дачу около д. Елизарово (в 30 км от Пскова). Сова выступала в роли маленькой хозяйки большого дома. Список мужиков, решивших побаловаться «живой историей» в условиях минус 25-28 градусов по Цельсию: Макс, Грим, Саня (все трое - «Усадьба»), Варг и Чингиз («Черный Вепрь»), Эхин («Берн»).

Большая часть участников должна была прибыть в Елизарово 23-го февраля в 15.00 на рейсовом автобусе. Я и Саня выехали с утра на машине, чтобы максимально близко доставить часть груза и начать топить дом. Все это закончилось банальными открытиями:

- «Форд» - машина тяжелая и толкать ее вдвоем в течение двух часов весьма утомительно;

- в деревне оставлять машину не рекомендуется, и Сане надо гнать ее во Псков;

- мне придется в несколько приемов перетаскивать по колено в снегу вещи на расстояние в два километра.

В 16.00, меся снег, подтянулись груженные как мулы остальные участники мероприятия. Сова была признана «мужиком», а слова Чингиза «в жопу реконструкцию» решили выбрать в качестве девиза дня.

Стремительно темнело. Мы вошли в лес, прошли метров сто и выбрали удобную яму для постановки лагеря. Снег на таком морозе не лепился, так что вопрос о постройке снежного домика даже не поднимался.так это строение выглядело наутро

Чингиз и Эхин быстро выгребли лопатой весь снег из ямы, остальные заготовили бревна и лапник. На дно ямы был уложен слой лапника, поверх него расстелили тент, прижали его по бокам двумя жердинами и набросали лапник. Далее крест-накрест поверх ямы уложили два бревна, раскинули на них палатку. По краям палатку прижали жердями и забросали снегом. Получилась вполне уютная берлога….На четыре спальных места. Мы стали решать, кто остается спать на улице, а кто отправиться в дом к Сове. Неожиданно обошлось без споров: Эхин заявил, что у него в брэ на таком морозе уже «яйца звенят», а Сашка Сивочалов приехал сильно простуженным. Самое забавное, что именно они, не планировавшие ночевать на природе, громче всех выступали за классический вариант постановки палатки….

Мы развели костер у входа, поставили на огонь котел. «Пол» лежбища застелили войлочными подстилками и шкурами. Потом был ужин, рог по кругу, тосты за «праздник», за «увидеть утро»так это строение выглядело наутро и т.п. Мороз был просто сумасшедший. Решили обойтись без фанатизма… Постановили, что никто никого не клеймит, а предпоследний герой, уходя, обязан унести последнего, ибо последний, явно, просто примерз.

Сняв котел и уложив в костер три толстых бревна, мы затащили себя и вещи в убежище. Саня и Эхин ушли.

Дальше я не все помню…. Спальный шитый мешок был только у меня. Я в него влез и сразу заснул. Чингиз, Варг и Грим накрывались шкурами и плащами. Проснулся я оттого, что у меня «как бы затекла» нога. И тут Варг мне доверительно сообщил, что мы должны собираться и идти в дом, т.к. он уходит, а я во сне хриплю, храплю и стучу зубами. Более того, Грим и Чингиз уже ушли.

Мы с Варгом решили не снимать лагерь, взяли мешки и отправились в дом. Пока по такому морозу мы добрались до теплого сруба, я почувствовал себя «униформистом», реконструирующим француза на старой Смоленской дороге.

Чингиз и ВаргЭхинСаня СивочаловВарг и Макс - отморозки

Выяснилось, что первым, через час после начала эксперимента, не выдержал Грим, у которого замерзли ноги и стал шалить лицевой нерв.

Следом за ним отступил Чингиз. Он так и не смог заснуть, у него сильно замерзли ноги. Пока Серега «любил» печку, он прочел собравшимся краткую лекцию о том, что надо делать правильные ноговицы на зиму. Мы с Варгом выдержали то ли полтора, то ли два часа. Подробности о том, у кого из горячей четверки замерз зад, а у кого перед, я позволю себе в данном отчете опустить…

Полночи мы праздновали тот факт, что «остались в живых» и обсуждали причины «провала». Наиболее трезвые идеи, которые пришли в наши не совсем трезвые головы:Коридоры времени или Смешение эпох

- спальные мешки лучше, чем шкуры/одеяла;

- в такие морозы люди не пытались спать всю ночь, а выживали у костра;

- в столь суровые погодные условия простой комплект (две-три рубахи, плащ, худ, портки, рукавицы, ботинки, носки и вставка меховая) должен быть  чем-то дополнен. Например, «тулупчиками», каковые сшили новгородцы;

- самое слабое место – ноги. Возможно, при ночевке эта проблема решается за счет овчинного спального мешка.

Утром, 24-го февраля, лагерь мы демонтировали минут за пять. Тент и палатка скатались легко. Общественность не захотела устраивать партизанские маневры в лесу, а возжелала баню. Расчистка колодца и носка воды в историчном костюме способна придать пикантность даже таким рутинным занятиям. На улице явно потеплело. Мороз был градусов 15-17. Интересно, что при такой температуре работа и поход по лесу с небольшим грузом вообще не представляли проблемы.

Паттены промерзлиВ котле дымятся шпикачки...

Пока Чингиз топил баню, мы втроем с Варгом и Гримом предприняли двухчасовую прогулку в деревню за пивом. Заодно мы посетили Спасо-Елизаровский женский монастырь. (Ах, монашки! Обожаю… (с))

Посещение монастырей «викингами», как всем известно, есть хорошая традиция, заложенная еще со времен «паломничества» в Линдисфарн. Я желал узнать, получим ли мы рубахи, если обратимся в веру этих женщин. Варг хотел постучать сулицей в монастырскую стену. В виду неявки противника мы удовольствовались лицезрением бронзовой доски, на которой были увековечены слова старца Филофея, пророчески предсказавшего лидирующие позиции Москвы после падения второго  Рима. До дома мы решили добирать другой дорогой. Именно на ней и состоялась встреча с послушницей, которая заинтересовалась «откуда мы такие красивые идем». Мы объяснили, что «проверяем, насколько тепло ходить зимой в одежде десятого века». Когда дама узнала, что нам «тепло», она предложила нам «раздеться». Идея исполнить стриптиз вокруг сулиц нас не привлекла: во-первых, мы люди серьезные, женатые; во-вторых, нрав у матушки настоятельницы больно суровый…

Вечером, вылетая из бани в сугроб,  мы все же исполнили пожелание послушницы. Вывод очевиден: голыми на двадцатиградусном морозе люди в X веке ходили недолго…